новая площадка проекта music-uroki.com

1 урок игры на фортепиано для новичков

Основы импровизации. Импровизация на черных клавишах фортепиано.

Как всегда играть "правильные" ноты, произвольно, без партитур и подготовки? В музыке существует немало "загадочных вещей", которые  делаются многими музыкантами, но очень редко ими поясняются, особенно простым языком "на пальцах".

Импровизация – один из самых таинственных музыкальных процессов, и именно ему и будет посвящен наш первый урок Курса № 2 обучения игре на фортепиано.

Музыкальная импровизация — тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.

В основе рассматриваемом на 1 уроке приеме импровизации лежит пентатонический звукоряд (когда используются только чёрные клавиши фортепиано).

Пентатоника — звукоряд, содержащий 5 различных по высоте звуков в пределах октавы (от греческого pente — пять).


Гармонические основы для левой руки

 

1) чередование арпеджио по первым 3-м обертонам (см. урок 2 для начинающих) от нот Фа-диез и Ре-диез;

2) чередование арпеджио по первым 4-м обертонам (см. урок 2 для начинающих) от нот Фа-диез и Ре-диез;

3) используем последовательность из 5 арпеджио: от нот Фа-диез, Ре-диез, Си, Ля-диез и До-диез;

4) играем произвольную последовательность арпеджио, начиная с  ноты  Фа-диез (тоники) и заканчивая на ней.

Поиграйте гармонические последовательности несколько раз (чтобы привыкнуть), а потом, аккомпанируя левой рукой, правой начинайте свободно импровизировать. Играйте что хотите и как хотите, но только по черным клавишам (в дальнейшем при импровизации правой рукой можно наряду с черными клавишами использовать клавишу Си). В результате у вас начнут рождаться какие-то неповторимые мелодии. Одни – красивые, другие – не очень. И самое главное – ни одна нота не прозвучит фальшиво, а значит – не нужно бояться ошибиться – это просто невозможно!

Импровизация - это очень увлекательное занятие, хорошо развивающее фантазию.

Наверняка, во время ваших импровизаций у вас появятся свои исполнительские приемы. Однако существуют приемы, которые наработаны многими поколениями музыкантов и им можно научиться прямо сейчас:


Фразы и приемы для правой руки

 

1. Играем произвольную одноголосную мелодию
Играем произвольные ноты под нашу гармоническую основу, используем различные длительности нот.

2. Движения вверх и вниз по гамме, меняя длительности нот
Можно не задумываясь играть все ноты подряд (движение по клавишам вверх или вниз) под нашу гармоническую основу, произвольно меняя длительности нот. Главное чтобы полученная мелодия соответствовала музыкальному размеру и стилю.

3. Движения вверх и вниз по гамме, произвольно меняя длительности и пропуская ноты
Этот способ импровизации почти не отличается от второго, но дает больше простора фантазии. Можно играть подряд, а можно "перепрыгивать" через одну или несколько нот, менять направление гаммы от любой ноты.

4. Тянучки
Пожалуй, самый просто способ. Просто зависаем на одной ноте, меняя аккорды на ее фоне.

5. Опевание нот
Этот способ импровизации похож на "тянучки", но значительно разнообразнее. Суть его в том, что выбрав ноту для "тянучки", мы играем не только ее, но и две-четыре соседние в произвольном порядке и произвольно меняя длительность. Со временем произвольность перерастет в осмысленность.

6. Ступеньки вверх и вниз
Ступеньки вверх - мы последовательно играем две или три ноты, каждый раз смещаясь на одну клавишу вверх. Ступеньки вниз играются аналогично, но смещение происходит на одну клавишу вниз.

7. Прыжки
Способ основывается на "прыжках" примерно через октаву (можно чуть больше или чуть меньше) с первого пальца на пятый, либо обратно. Можно сдвигать вверх и вниз оба пальца, а можно "нижний" палец "заморозить", смещая только "верхний", а можно наоборот.

8. Узкие и широкие интервалы
Используем в импровизации узкие и широкие интервалы.

9. Форшлаг
Мы можем украшать нашу импровизацию форшлагами. Стараемся использовать их умеренно, чтобы "не пересолить".

 

Общие рекомендации по импровизации

 

1. Импровизация накладывается на ритмическую, гармоническую основу композиции, левая рука играет ритмично (не запаздывает и не спешит).

2. Импровизация строится из заготовленных фрагментов, музыкальных фраз, приемов, клише, характерных для данного стиля.

3. Фразы, приемы могут применяться как отдельно - вкраплениями, так и цепочками.

4. Используйте повторения – повторяйте мелодические фразы в вашей импровизации.

5. Используйте в импровизации различные динамические оттенки. Варьируйте громкость звучания вашей импровизации, ведь музыка передает эмоции, образы и настроение.

6. Варьируйте музыкальный темп. В вашей импровизации могут быть как более спокойные, так и более оживленные фрагменты.


Домашнее задание

1. Научитесь играть гармонические основы левой рукой, изложенные в текстовой части урока.

2. Играйте одноголосную мелодию правой рукой, используя гармонические основы для левой руки. Постепенно начинайте применять другие рассмотренные приемы для правой руки.

3. Переходите к свободной импровизации на черных клавишах. Придумайте свои гармонические основы.


Комментарии (0)

Отправить комментарий

Похожие уроки